Если вы были в Египте и не видели Карнакский храм — это значит, что вы не были в Египте.
И если вы сейчас загораете на берегу Красного моря, то немедленно бросайте свой пляж и поезжайте в Луксор.
Да, поездка будет довольно долгой, но зато вы сможете увидеть один из самых больших и величественных храмовых комплексов в мире.
Строительство храмов на этом месте египтяне начали в XX—XVIII веках до н. э. и продолжали вплоть до времен императорской Римской империи. Эти храмы были главной святыней египетского государства на протяжении почти полутора тысяч лет. А место это было выбрано не случайно: на территории современного города Карнак, в 2,5 километрах от Луксора, на берегу Нила, с III тысячелетия до н. э. существовал город Уасет, бывший долгое время столицей Верхнего Египта. От греков он получил название Фивы...
Храмовый комплекс включает в себя несколько храмов, посвященных различным богам, почитаемым в Египте. За долгую историю строительства около 30 фараонов строили здесь храмы или вносили свой вклад в создание комплекса, добавляя обелиски, пилоны и другие детали.
Самым значительным и величественным сооружением комплекса безусловно является храм, посвященный верховному богу Амону-Ра, его супруге Мут и сыну Хонсу. Для того, чтобы прочувствовать и осознать величие этих сооружений древности, безусловно, нужно своими глазами увидеть все эти гигантские постройки. Я лишь хочу только показать вам то, что увидел сам и подтолкнуть вас к поездке в Луксор (или оживить воспоминания тех, кто там уже был).
Подробное описание Карнакского храма вы легко найдете в интернете, а я, дабы пост не распух от текста, поделюсь своими фотографиями, снабдив их коротким описанием.
Перед входом в комплекс, в большом павильоне установлен макет всех сооружений храма.
Выходим из павильона с макетом на огромную пустую площадь перед храмом. Нас встречают только лениво валяющиеся на утреннем солнце собаки.
Ко входу в храм ведет аллея сфинксов — священных животных с бараньими головами, символизирующими бога Амона (XII в. до н. э.). Эта дорога соединяла храм с пристанью на Ниле.
Если я не ошибаюсь, то в Луксоре я на ходу сфотографировал часть другой аллеи сфинксов, которая соединяла Карнакский и Луксорский храмы. Трехкилометровый коридор Света состоял из 1350 скульптур сфинксов, объединяя два храма в единое целое.
Многих животинок время оставило без головы. Один из безголовых сфинксов, несмотря ни на что, продолжает крепко держать какой-то предмет в лапах.
Иероглифы.
У входа в храм полно туристов.
Особо выделяются китайские группы.
Заходим в большой двор. Здесь находятся: святилище Сети II с тремя частями, посвященными «фиванской триаде» — Амону, Мут и Хонсу; храм Рамзеса III и развалины павильона фараона Тахарки.
Единственная сохранившаяся от павильона Тахарки колонна (примерно 690 - 664 года до н.э.). Павильон, в котором было 10 колонн высотою 21 метр, использовался для хранения священных лодок.
Святилище Сети II.
Статуя Рамсеса II.
Вид на большие храмовые ворота (пилон) со двора. Сохранились остатки кирпичного пандуса по которому поднимали каменные блоки во время строительства. Временный пандус изготовлялся из необожженного кирпича-сырца с добавлением рубленой соломы.
Каменная кладка стены.
Высота стен пилона 43,6 метров, ширина — 113 метров, а толщина стен — 15 метров.
На стенах второго пилона нанесено множество иероглифов, изображений богов и фараонов.
Второй пилон ведет в Большой гипостильный зал. Этот зал самый большой в храме — он занимает площадь в пять тысяч квадратных метров.
Центральные колонны имеют высоту около 21 метра, боковые — 15 метров. Когда-то зал был перекрыт крышей.
Крышу поддерживали 134 колонны охватом 10 метров, которые выстроены в 16 рядов.
Капители колонн выполнены в виде цветков и бутонов папируса. Размеры зала поражают! Найдите двух людей на кадре.
Еще один кадр для масштаба.
Древнеегипетское название Карнакского Храма — Ипет Сут, что значит «прекраснейшее из мест». Глядя на эти иероглифы и фигуры, на их разноцветную раскраску, местами сохранившуюся до наших дней, начинаешь представлять себе то великолепие, которое было здесь во время расцвета храма.
Статуе Рамзеса из большого двора еще повезло — она сохранила часть лица. В отличие от этой статуи, потерявшей всю голову.
Таким увидел большой гипостильный зал шотландский художник David Roberts в 1838 году.
Современная реконструкция гипостильного зала и всего комплекса.
До наших дней в храме сохранилось только два целых обелиска.
Обелиски высечены из красного асуанского гранита. Они изготовлены в Асуанских каменоломнях и доставлены вниз по течению Нила на расстояние в 200 километров.
Обелиск Тутмоса I (20 метров в высоту) и обелиск его дочери — царицы Хатшепсут ( 29,5 метров).
У входа в один из боковых храмов стоят фигуры фараонов. Если фараон изображен в движении, то это значит, что статуя была сделана при его жизни. А если, как у фигуры в глубине храма, в позе мертвого со скрещенными руками — то уже после его смерти.
Местный котик знает себе цену — ведь кошки были в древнем египетском обществе священными животными.
Статуя большого каменного жука-скарабея. Он считался священным насекомым богов, а его движение с шариком навоза символизирует рождение и движение Солнца на небосводе.
Туристы, а особенно туристки, всех мастей и религий наворачивают круги вокруг статуи. Якобы для исполнения определенного желания нужно сделать определенное количество оборотов. Я не старался запомнить, какие это желания и сколько кругов нужно для их осуществления, гид вам объяснит. И будет весело смотреть на доверчивых туристов.
Сделать здесь кадр без людей достаточно трудно, но у меня почти получилось.
А потом мне надоели эти туристические толпы с телефонами на вытянутой руке и я пошел в дальнюю, почти свободную от людей часть комплекса.
Тут никого нет и можно долго бродить в одиночестве и тишине.
Одинокие колонны.
Ворота Нектанеба I.
Храм Рамсеса II и колоннада Тахарки.
Чтоб я так знал, что это за постройка. (Рядом со Святилищем Внемлющего уха)
Внутренний вид одного из святилищ.
Колонны с 16-ю выступами в виде стеблей папируса украшают «Ботанический сад» Тутмоса III.
Одна из колонн где-то в недрах комплекса.
Посмотрев на часы, осознаю, что уже опоздал к условленному времени встречи. Нужно бежать ко входу и ехать обратно в Хургаду. Но, простят меня ждущие у входа товарищи, по пути делаю еще несколько остановок. Например, для того, чтобы сфотографировать что-то очень похожее на остатки старого водопровода.
Меня провожает бараноголовый сфинкс с фигуркой Рамсеса II в образе Осириса.
Кстати, маленькие фигурки сфинксов и другие сувениры можно купить в магазинчиках у входного павильона.
Недалеко от аллеи сфинксов стоит старая мечеть. Но это уже совсем другая история, история другого времени и иной цивилизации...
Огромное спасибо фирме TUI Ukraine за отличную организацию нашего путешествия!
Чтобы не пропустить новый пост, подпишитесь на мою страничку в Facebook:
Немає коментарів:
Дописати коментар